Технологическая карта урока открытия новых знаний по ФГОС для 7 класса
Употребление предлогов
Абашева Анастасия Леонидовна
Цели урока: показать сферу употребления предлогов в речи;совершенствовать речевую компетентность учеников;
развивать навыки орфографической зоркости;
расширять лексический запас учащихся;
развивать навыки работы с компьютером.
Методические приёмы: лингвистический разбор, словарная работа, беседа по вопросам, работа по предупреждению речевых ошибок, конструирование предложений, работа с компьютером, выполнение упражнений.
Оборудование: учебники, тетради, таблички со словами, мультимедиа, компьютер
Урок позволяет решить следующие задачи:
1) совершенствовать умения употреблять предлоги в составе словосочетаний;
2) формировать умения и навыки редактирования текста;
3) развивать творческие способности детей.
В течение урока уч-ся предстоит составить кластер, обобщающий их знания о предлогах, сконструировать словосочетания- причастные обороты, позволяющие попутно повторить постановку знаков препинания при причастном обороте, предстоит поработать индивидуально в карточках с заданиями разного уровня.
Дети выполнят и творческое задание - написание текста с предложенными предлогами. В итоге уч-ся должны будут сделать вывод о том, какова роль предлогов в речи? Существуют ли правила употребления предлогов? Какие?
Межпредметные связи: обществознание, литература.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Слайды 3,4 |
Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Запись числа, темы. Здравствуйте, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Позвольте всех поздравить с началом Олимпийских игр! Пожелать здоровья, удачи, успехов нашим спортсменам и вам во всех ваших делах и оптимизма!!! Последнее нам очень пригодится на уроке! Улыбнёмся друг другу и начнём! Открыли тетради, записали число, классная работа и тему нашего урока «Употребление предлогов». Вопрос: «Что такое предлог?» |
Подготовка класса к работе. Ответ на вопрос: что такое предлог? |
Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний. Слайд 5. |
Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков. - Чем отличаются самостоятельные и служебные части речи? - Какова функция предлогов? -На какие группы делятся предлоги? - В чем особенность правописания предлогов? Найдите лишнее словосочетание: а) навстречу ветру, на встречу выпускников училища, навстречу колонне автомашин; б) благодаря таланту, благодаря экскурсовода, благодаря трудолюбию; в) вблизи берега, мимо дома, идти мимо. |
Дают ответы на поставленные вопросы. Исследуют словосочетания и определяют, какой частью речи являются слова «благодаря», называют морфологические признаки, «навстречу», «мимо», «вблизи» |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
3. Постановка учебной задачи. | Активирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию - Прочитайте название параграфа и ключевые слова. - Рассмотрите материал в рамках. - Сформулируйте, какие проблемы будут рассматриваться на уроке? |
Самостоятельно знакомятся с предложенным материалом, уточняют тему урока и формулируют проблемный вопрос урока. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели. Логические: формулирование проблемы. |
4. Построение проекта - выхода из затруднения Слайд 6. Слайд 7. Слайд 8. |
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации, используя приём планирования и приём составления алгоритма: Взаимовыручка. К вам в гости пришёл родственник. Ваш брат сделал замечания в его адрес, чтобы он отряхнул ноги от снега, вовремя оплатил за квартиру. А тот в ответ сказал, что только что приехал с Крыма, где лежал на береге моря. Почему их речь показалась Вам неправильной? Задание: Поскорее исправьте ошибки в речи ваших родственников. Вы выручите их, так как научите правильно употреблять предлоги в речи. Слайд № 7.Проверь себя:
Одна кошка в первые по шла поулице. Про йдя немного, она за метила дом и за глянула вокно, вкотором только что загорелся свет. Вкомнате кошка у видела устола пятерых детей. Кошка стала наблюдать задетьми. Расскажите: с какими частями речи могут употребляться предлоги, а с какими их употребление невозможно. -Внимательно ознакомьтесь с парами словосочетаний, поставьте зависимое слово в правильной форме. - Определите, какой частью речи является главное слово в каждом из словосочетаний? - Можно ли назвать главные слова сравниваемых словосочетаний синонимами? - В чём отличие зависимых слов в словосочетаниях? - Какой тип синтаксической связи представлен во всех словосочетаниях? Словосочетания 2 группы: Идти (школу) – прийти (школы) Поехать (Крым) – приехать (Крыма) Пойти (рынок) – прийти (рынка) Войти (автобус) – выйти (автобуса) Иду (концерт, театр) – возвращаюсь (концерта, театра) Еду (Москву)- возвращаюсь (Москвы) - -Внимательно ознакомьтесь с парами словосочетаний. - Определите, какой частью речи является главное слово в каждом из словосочетаний? - Постройте словосочетания, запишите их. - Какое значение передают предлоги в словосочетаниях? - Сделайте общий вывод. - На основании полученных выводов постройте алгоритм действий. (Приём составления алгоритма) - Доводилось ли вам слышать эти словосочетания с неправильным употреблением предлога? - Как можно оценить эти отступления от норм правильной речи? |
Проводят исследование по плану, формулируют и записывают выводы. На основании полученных выводов строят алгоритм действий по правильному употреблению предлогов в речи. Пример алгоритма:
- падежную форму зависимого слова; - выбираем предлог, учитывая нормы правильной речи. Вывод: предлоги могут употребляться с существительными, местоимениями и числительными. Но никогда не употребляются с глаголами, прилагательными, наречиями. |
Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5. Первичное закрепление. Слайд 11. |
Устанавливает осознанность ситуации. Употребление предлогов с одним и несколькими падежами( работа в парах) Задание Сделайте вывод, с какими падежами употребляются предлоги. Подчеркните окончания существительных и предлоги. Скользить по воде, бродить по городу, стрелять по мишен_, справочник по пунктуац_, ошибаться по неопытност_, послать по почт_; стоять по пояс в вод_, пролистать книгу с первой по сороковую страницу, по окончан_ сериала. Задание 3. В каком падеже и с каким предлогом употребляется существительное (или местоимение) при глаголах скучать, тосковать? Предложите свои примеры. (Скучать по сестре, отцу; по деревне, школе; тосковать по родным лесам и полям.) Сообщить – известить Восхищаться – радоваться Упрекать – порицать Упр.345- устно по пр-ям, последний абзац- письменно , подчеркнуть грамматическую основу, найти олицетворения |
Составляют и записывают полученные словосочетания, проговаривая вслух алгоритм. Делают вывод о том, какие предлоги используются для образования падежных форм. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
6. Гимнастика для глаз | Мы с вами уже достаточно много работали и напрягали наши глаза, поэтому пришла пора о них позаботиться. Ручки положили на коленочки - пусть тоже пока отдохнут. Не поворачивая головы, посмотрели налево, затем- направо, подняли глаза наверх, опустили вниз.(3-4 раза). Теперь крепко зажмурились и открыли глаза. Ручки подняли вверх, потрясли энергично, сцепили в замок и хорошенько потянулись. Молодцы, продолжаем работать. |
Повторяют движения | |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Слайд 12. На доске заранее Слайд13 . |
Организует деятельность по применению новых знаний. Раскройте скобки, запишите получившиеся словосочетания, укажите падеж сущ. Рассказывающий (книга), сеющие (май), скачущий (конь), бегающий (комната), хранимые (сарай), поющие (клетка), сорванный (клумба), развешанные (стена). - Проверяем.- Можно ли записанные словосочетания назвать причастными оборотами? Докажите.- Составьте 2 предложения так, чтобы в 1-м причастный оборот выделялся запятыми, а во 2-м не выделялся. (2 ученика работают у доски).- Проверяем работу у доски. Зачитываем свои предложения. . Стилистическое использование предлогов. В русском языке много синонимичных предлогов. Например, около, вокруг, близ... Какой выбрать? Предложите свои примеры. О поездке- -------------- насчет поездки Из-за болезни---------- вследствие болезни (нейтральные используемые в книжных стилях) За грибами- ---- -------- по грибы От голода- ------------- с голоду ( Разговорные просторечные) Работа с толковым словарём - Прочитайте словосочетания. Что в них не так? - Как вы думаете, чем вызваны эти ошибки? -Запишите правильный вариант словосочетаний. Разочароваться другом; прийти со школы; описывать о происшествии; пренебрегать совет; приехал с Москвы; в разговоре коснуться о музыке; забота к детям; участвовать на соревнованиях; говорить за литературу; описывает о личности своего героя. - Проведите самопроверку. Оцените работу. - Данный тип нормы литературного языка обычно предусматривает только один правильный вариант построения словосочетания. Сопоставьте предлоги: в – во; с – со. С вещами – со словами. В галерее – во владении. Зачем добавляется о? (Нарушаются законы благозвучия.) Чем продиктовано прибавление о в этом случае? В дни праздника – во дни сомнений...(За счет предлога во создается высокий, торжественный стиль.) |
Применяя знания, полученные на уроке, находят ошибки в употреблении предлогов, записывают исправленные варианты словосочетаний в соответствии нормами правильной речи. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, используя толковый словарь. |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. |
Повторение Слайд 14 |
Развитие речи Напишите письмо-благодарность своей семье, используя производные и непроизводные предлоги. В ЗА, ДЛЯ, С, СО БЛАГОДАРЯ НЕСМОТРЯ НА В ТЕЧЕНИЕ ИМЕТЬ В ВИДУ ИЗ-ЗА В ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
||
8. Рефлексия деятельности. (итог урока) Слайды 15, 16. |
Организует рефлексию. -Что такое предлог? -Надо ли так подробно изучать эту часть речи? - Итак, какова роль предлогов в речи? - Существуют ли правила употребления предлогов? Какие? Мы продолжим наш разговор о предлоге в 8-м классе, когда будем изучать управление, – именно этот способ связи обслуживает предлог: вместе с окончанием зависимого слова он является средством грамматической связи между главным и зависимым словами. А пока... скажем нашему предлогу спасибо. Домашнее задание. 1.Напишите небольшое сочинение-рассуждение о том, как важна эта часть речи, от каких ошибок может нас предостеречь правильное употребление предлогов. 2. § 29, упр.353 (устно), упр. 347 (письменно) 3. Индивидуальная работа по карточкам (письменно, самостоятельно) |
Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. |
Не смотря в книгу, несмотря на неудобства, вопреки ожиданиям, ввиду подготовки к соревнованиям, в продолжении повести, в продолжение уборочной страды, наподобие русской избы, на встречу с выпускниками школы.
1.Сделайте вывод, с какими падежами употребляются предлоги. Подчеркните окончания существительных и предлоги.
Скользить по воде, бродить по городу, стрелять по мишен_, справочник по пунктуац_, ошибаться по неопытност_, послать по почт_; стоять по пояс в вод_, пролистать книгу с первой по сороковую страницу, по окончан_ сериала.
2. В каком падеже и с каким предлогом употребляется существительное (или местоимение) при глаголах
скучать, тосковать
Предложите свои примеры
1.Сделайте вывод, с какими падежами употребляются предлоги. Подчеркните окончания существительных и предлоги.
Скользить по воде, бродить по городу, стрелять по мишен_, справочник по пунктуац_, ошибаться по неопытност_, послать по почт_; стоять по пояс в вод_, пролистать книгу с первой по сороковую страницу, по окончан_ сериала.
2. В каком падеже и с каким предлогом употребляется существительное (или местоимение) при глаголах
скучать, тосковать Предложите свои примеры
1 Сравните предложения. Чем являются в них выделенные слова?
- (В)следстви… обильных снегопадовсосны в нашем бору стали похожи на ёлки.
- (В)следстви… по делуо похищени… Снегурочки на Олонецких играх Дедов Морозов было трудно поверить.
- (В)следстви… по этому делу было много (не)ясного для следователя.
- (В)последстви… я часто вспоминал эту полную приключений и неожиданных встреч прогулку в Андрусово по экологической тропе.
(В)течени… реки Олонки происходят серьёзные изменения в связи с обильными паводками.
3.«Третий лишний»
1) По завершени_ работы все облегченно вздохнули.
2) По окончани_ существительного можно определить его склонение.
3) По достижени_ четырнадцати лет он получит паспорт.
- Распределительный диктант (предлоги-самостоятельные части речи)
1 Сравните предложения. Чем являются в них выделенные слова?
- (В)следстви… обильных снегопадовсосны в нашем бору стали похожи на ёлки.
- (В)следстви… по делуо похищени… Снегурочки на Олонецких играх Дедов Морозов было трудно поверить.
- (В)следстви… по этому делу было много (не)ясного для следователя.
- (В)последстви… я часто вспоминал эту полную приключений и неожиданных встреч прогулку в Андрусово по экологической тропе.
(В)течени… реки Олонки происходят серьёзные изменения в связи с обильными паводками.
3.«Третий лишний»
1) По завершени_ работы все облегченно вздохнули.
2) По окончани_ существительного можно определить его склонение.
3) По достижени_ четырнадцати лет он получит паспорт.
- Распределительный диктант (предлоги-самостоятельные части речи)
№ | вопрос | Ответ(+;-) | ||
1 | Комфортно ли вам было на уроке? | |||
2 | Поняли ли вы тему урока? | |||
3 | Теперь я имею прочные знания по данной теме | |||
4 | Требовалась ли вам помощь на уроке: а) учителя; б) соседа по парте? |
|||
5 | Оцените работу на уроке по пятибалльной системе | |||
Оцени себя сам | Оценка товарища | Оценка учителя |
№ | вопрос | Ответ(+;-) | ||
1 | Комфортно ли вам было на уроке? | |||
2 | Поняли ли вы тему урока? | |||
3 | Теперь я имею прочные знания по данной теме | |||
4 | Требовалась ли вам помощь на уроке: а) учителя; б) соседа по парте? |
|||
5 | Оцените работу на уроке по пятибалльной системе | |||
Оцени себя сам | Оценка товарища | Оценка учителя |
КОРРЕКТОР
Разочароваться другом; прийти со школы; описывать о происшествии; пренебрегать совет; приехал с Москвы; в разговоре коснуться о музыке; забота к детям; участвовать на соревнованиях; говорить за литературу; описывает о личности своего героя.
Разочароваться другом; прийти со школы; описывать о происшествии; пренебрегать совет; приехал с Москвы; в разговоре коснуться о музыке; забота к детям; участвовать на соревнованиях; говорить за литературу; описывает о личности своего героя.
Разочароваться другом; прийти со школы; описывать о происшествии; пренебрегать совет; приехал с Москвы; в разговоре коснуться о музыке; забота к детям; участвовать на соревнованиях; говорить за литературу; описывает о личности своего героя.
Разочароваться другом; прийти со школы; описывать о происшествии; пренебрегать совет; приехал с Москвы; в разговоре коснуться о музыке; забота к детям; участвовать на соревнованиях; говорить за литературу; описывает о личности своего героя.